Воскресенье. 3 Июля, 2022
  • Наши издания
  • АНР
MMG в соцсетях:
Культура

Игра в новеченто. Несоветское советское искусство 1920 – 1930-х

1730
30.05.2019
Photo
Галерея «Эритаж» при поддержке Института итальянской культуры в Москве проводит выставку, где картины ключевых итальянских мастеров художественного движения новеченто – Пьетро Маруссига, Акилле Фуни, Феличе Казорати, Марио Тоцци, Чезаре Монти – впервые представлены в сопоставлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, фарфора, дизайна советских художников той же межвоенной эпохи – Кузьмы Петрова-Водкина, Владимира Фаворского, Татьяны Купервассер, Владимира Ковальского, Надежды Лермонтовой, Алексея Зернова, Марии Ломакиной, Владимира Лебедева, Дмитрия Крапивного и других. В экспозиции также представлены работы художников русского зарубежья, которые служили связующим звеном между Советской Россией и Европой, в частности произведения Бориса Григорьева и Леопольда Сюрважа.

Отдельную секцию выставки составят советские и итальянские художественные издания этого периода, связанные с эстетикой новеченто. Всего на выставке будет представлено более 70 произведений. Выставка проходит при участии ГМИИ им. А. С. Пушкина. Название «новеченто» в буквальном переводе означает «двадцатый век», отражая желание быть максимально современными у художников, вошедших в эту группировку, и у объединившей их Маргариты Сарфатти – талантливого критика и искусствоведа.

Однако само понимание «современности» сильно изменилось с момента авангардной революции конца 1900-х. И итальянские, и советские художники, представленные на выставке, при большой разнице их творческих позиций, одинаково не желали участвовать в формализованных экспериментах авангарда и футуризма. Они стремились выстроить новый художественный язык на стыке модернистских приемов и отсылок к старому европейскому искусству от античности до Возрождения и иконописи. Привнести в современное, урбанистическое искусство «классические» пластические и смысловые ценности.

Задача выставки – это смелый эксперимент: показать в сопоставлении искусство течения новеченто, поддерживавшего Муссолини, и советское предвоенное искусство, которое мыслило в сходных c новеченто эстетических категориях – соединения модернизма с европейской, а точнее средиземноморской, классикой. И советское искусство, и новеченто были порождением тоталитарных режимов, однако предпочитали не использовать открытую, «лобовую», агитационную символику. Однако, как и любой нео-имперский стиль, произведения художников обеих стран тяготели к классицизму, идеалам Возрождения, стремились к поискам большого стиля. Но очень важно для взгляда из сегодняшнего дня, что и советские и итальянские художники смогли уловить и более глобальные настроения века – предчувствие катастрофы войны и неоправдавшихся идеологических надежд. В их работах нашло выражение не только стремление к монументальному, надиндивидуальному искусству, но и очень человеческое личностное предчувствие грядущих трагедий, отразившихся в уходе от реальности, погруженности в мир возвышенных грез, любви к иллюзионизму, отчасти даже к сюрреалистическим эффектам.

Сегодня, спустя сто лет, все лучше становится видно, что несмотря на индивидуальность работ каждого из этих мастеров и стремление апеллировать к национальным ценностям, между работами итальянского новеченто и произведениями советских художников есть удивительные параллели, в которых эпоха проявляла себя вне и сверх национальных границ.

Судьба художников Италии и Советской России часто оказывалась схожа. Творчество этих мастеров, живших в разных странах, работавших в совершенно несхожих условиях объединялось схожим способом мыслить, чувствовать и визионерски отображать свое время. Выставка проходит при поддержке Института итальянской культуры в Москве и при участии ГМИИ им. А. С. Пушкина, Галеев Галереи, Галереи «Ковчег», Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино. 31.05.2019 – 30.08.2019 П
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Популярное
Эксперты назвали лучшие фильмы ужасов 2020 года
Эксперты назвали лучшие фильмы ужасов 2020 года
06.01.2021
Специалисты Variety составили список 18 лучших ужастиков прошедшего года.
Татьяна Строкова презентует свою новую песню «Подруга».
Татьяна Строкова презентует свою новую песню «Подруга».
13.06.2022
В середине июня в центре столицы состоится одно из самых громких событий этого лета!
Галерея Классической Фотографии поддержит «Московскую музейную неделю»
Галерея Классической Фотографии поддержит «Московскую музейную неделю»
15.06.2022
Галерея Классической Фотографии решила поддержать городскую программу «Московская музейная неделя». 
Недавние посты
Сегодня читают
«Собачье сердце. Чудовищная история»: премьера спектакля в Булгаковском Доме
«Собачье сердце. Чудовищная история»: премьера спектакля в Булгаковском Доме
01.07.2022
4 июля на сцене музея-театра Булгаковский Дом разразится конфликт из-за насильственного вмешательства в человеческую природу: профессор Преображенский вновь сверкнет лезвием над чувствительным и гуманным собачьим сердцем. 
РЫБНЫЕ НЕДЕЛИ В РЕСТОРАНЕ PESHI
РЫБНЫЕ НЕДЕЛИ В РЕСТОРАНЕ PESHI
01.07.2022
В жарком центре Москвы порой так хочется окунуться в морскую прохладу… И это станет возможным в Peshi (рекомендация Гида Michelin в Москве 2022)!
ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ «ДЖАЗОВОЕ ЛЕТО» НА ЦЕНТРАЛЬНОМ РЫНКЕ
ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ «ДЖАЗОВОЕ ЛЕТО» НА ЦЕНТРАЛЬНОМ РЫНКЕ
01.07.2022
Закрытие фестиваля «Джазовое лето» Сергея Жилина пройдет 2 июля на Центральном рынке на Рождественском бульваре.
Шопинг