Суббота. 13 Июля, 2024
  • Наши издания
  • АНР
MMG в соцсетях:
Культура

Ирина Шанина про оперу "Ангел, я и Мефистофель"

2572
27.02.2020
Photo
Писатель и драматург Ирина Шанина рассказала про оперу «Ангел, я и Мефистофель», премьера которой состоится 26 марта в Доме-музее Скрябина.

- Как Вам пришла такая идея - обратиться к вечной теме - истории сделки с дьяволом?

- Изначально это не была тема «сделки с дьяволом». В том или ином виде вопросы выбора между добром и злом поднимались почти во всех моих книгах. Особенно ярко в двух последних по времени «Девятый год Черной луны» и «Снять Сталкера». Но в 2016 году добавились личные обстоятельства. У меня обнаружили опухоль и примерно 1,5 месяца я жила, не зная окончательного диагноза. В «Серой зоне». И вот тут происходит удивительное. Ты вдруг понимаешь, что терять, возможно, нечего. Да и жить тебе, возможно, осталось недолго. И вопрос выбора выглядит совершенно иначе: можно поспешить сделать как можно больше добрых дел, а можно наоборот. Потому что терять нечего, и отчего бы не попробовать — «тварь ли я дрожащая или право имею».   Первоначально я задумывала пьесу, и лишь с подачи моей подруги Кати Самойловой из Новой оперы, замысел трансформировался в оперное либретто. Когда я начинала писать, основная идея была — показать внутреннее состояние человека, находящегося в неопределенности, в «серой зоне». Для меня было важно отразить его метания и окончательный выбор.


- Какими были Ваши герои изначально? 

- Ангел и Мефистофель были задуманы как второстепенные персонажи. Ну, знаете, за правым плечом у человека стоит Ангел, а за левым… Но, когда начинаешь писать, персонажи выходят из-под контроля. Так произошло с Ангелом и Мефистофелем. Как-то сама собой возникла тема пари. Причем совершенно отдельно от Гетевского «Фауста». Я сообразила, что получается некая вариация на тему «Фауста» только к середине текста.    Кстати, далеко не все, кто, так или иначе, затрагивал эту тему (особенно создатели оперных произведений), опирались на трагедию Гете. В основу версии Шнитке, например, легла Фольксбух, книга народных легенд и сказаний о Фаусте и его контракте с Мефистофелем, изданная Йозефом Шписом во Франкфурте-на-Майне. А композитор Феруччо Бузони вообще создал свою, ни на что не похожую версию истории.    Вот так и у меня получилось.


- Почему вопрос важен и сейчас в нашу эпоху?

Вопрос выбора между добром и злом актуален всегда. Зачастую человек не способен распознать Зло.   Для сегодняшней жизни актуально, как никогда ранее — огромный поток информации без каких либо фильтров.

На эту тему я даже начала писать пьесу:

Они не понимали,

Что Дьявол – это не фольга,

Гримером прикрепленная на веки.

И дым цветной при появленье

Моем пускать не надо.

Поскольку Зло приходит без фанфар.

Тихонечко, без стука в двери. 

Зло, пытающееся соблазнить, не может выглядеть ужасно. Люди просто испугаются. Наоборот, Зло должно выглядеть очень привлекательно.   Вот таков и наш Мефистофель. Это не Ужас Ужасный, это весьма ироничный молодой человек, который берет вас «на слабо».


- Сочувствуете ли Вы Маргарите? Если да, то почему? Если нет, то тоже - почему?

- История не повторяет «Фауста». Это другая история. И женщина — главная героиня, вполне современная. Про нее Мефистофель говорит так:

К тому же, должен я заметить,

Маргарита –

Совсем не та невинная девица,

Что Фауста любила.

Ведь эта познакомилась с двумя,

И сразу двум назначила свиданье.

 

У нее достаточно внутренней силы, чтобы противостоять Мефистофелю. И она принимает вызов, отдавая себе отчет в том, что ее провоцируют. Но, поскольку терять ей особо нечего, она готова рискнуть. Я не сочувствую, я уважаю свою героиню.

Почему Ваша героиня - женщина? Есть в ней что-либо фаустианское?

Я сама женщина, поэтому я понимаю, как работает женская логика. Фаустианского в ней нет ничего. Маргарита - современная здравомыслящая женщина.


- Приоткройте завесу тайны - кто Ваша Маргарита?

- Несколько персонажей имеют реальные прототипы (черты характера, фрагменты биографии). Маргарита — вымышленный персонаж, которого я поставила в ситуацию, в какой оказалась сама несколько лет назад. В «серой зоне». Наверное, она такая, какой я бы хотела быть.

Из моих черт характера я подарила ей иронию и умение шутить, в первую очередь, над собой.


- Что Вы пожелаете перед премьерой зрителю?

- Перед премьерой я бы пожелала себе. После того как написала либретто, и мы с Татьяной начали совместную работу, я решила изучить все оперное наследие на эту тему.   Абсолютно все оперы, включая знаменитейшего «Фауста» Гуно, проваливались на премьерах. Поэтому мне бы хотелось получить благосклонность критиков и искренние отклики зрителей.


Ждём Вас на премьере!


Концет-опера состоится 26 марта в Доме-музее А.Н.Скрябина. Начало в 19-00



Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Популярное
Полезные мелочи на каждый день
Полезные мелочи на каждый день
20.05.2022
Быт каждого человека состоит из множества мелочей, упрощающих жизнь и домашние обязанности.
Эксперты назвали лучшие фильмы ужасов 2020 года
Эксперты назвали лучшие фильмы ужасов 2020 года
06.01.2021
Специалисты Variety составили список 18 лучших ужастиков прошедшего года.
Исповедь хулигана
Исповедь хулигана
10.03.2023
Творческий вечер актера театра и кино Михаила Горевого. 
Недавние посты
Сегодня читают
Волжский круиз Влада Пискунова
Волжский круиз Влада Пискунова
12.07.2024

Бренд-шеф ресторана «Матрёшка» Влад Пискунов в июле отправляется в речной круиз «Левитановский Плёс», где станет одним из главных спикеров-экспертов

Ужин в четыре руки Russian Wine Bar x SEPTA
Ужин в четыре руки Russian Wine Bar x SEPTA
12.07.2024
18 июля в 19:00 пройдет первый гастрономический ужин в серии “Русские сезоны” в Russian Wine Bar в новой локаций на улице Большая Дмитровка, 23 стр. 1
MOSCOW RESTAURANT WEEK x BUONO: фестиваль карпаччо и фантазийные сочетания Джузеппе Дави и Андреа Галли
MOSCOW RESTAURANT WEEK x BUONO: фестиваль карпаччо и фантазийные сочетания Джузеппе Дави и Андреа Галли
12.07.2024
Гастрономический фестиваль MOSCOW RESTAURANT WEEK проходит в восьмой раз, на этот раз отдавая предпочтение не тартару, как это было семь лет подряд, а фокусируясь на его ближайшем «родственнике» – карпаччо
Фестиваль Carpaccio в ресторане КрабыКутабы
Фестиваль Carpaccio в ресторане КрабыКутабы
12.07.2024
Ресторан панкавказской кухни Александра Раппопорта «КрабыКутабы» принимает участие в фестивале Moscow Restaurant Week
Шопинг