НЬЮ-ЙОРК, 11 марта 2019 г. – Sotheby's рад сообщить, что «Юность Вакха», важнейшая работа в творчестве яркого представителя французской академической живописи Вильяма Адольфа Бугро, станет центральным лотом вечерних торгов «Импрессионисты и искусство ХХ века», которые пройдут в Нью-Йорке 14 мая.
Монументальное полотно впечатляет не только мастерством исполнения, но и внушительными размерами — его длина превышает 6 метров, а высота составляет почти 3,5 метра. Картина, ставшая результатом двухлетнего труда живописца, за 135 лет лишь трижды покидала пределы его парижской мастерской: в 1884 году художник представил ее на Салоне, в 1885-м показывал на выставках в Лондоне и Антверпене; затем ее могли увидеть посетители Всемирной выставки 1889 года в Париже; в 1984 – 1985 гг. полотно вошло в ретроспективу художника, прошедшую в Музее Пти-Пале во французской столице, а затем в Монреальском музее изящных искусств и Атенеуме Уодсворта в Хартфорде.
Этой весной «Юность Вакха» выставляется на аукцион прямыми потомками художника — на вечерних торгах «Импрессионисты и искусство ХХ века» она будет представлена с эстимейтом $25–35 млн. Прежде ни одна из работ Бугро не продавалась на вечерних торгах, главном мероприятии Sotheby's.
Картина будет показана на выставке, которая с 14 по 24 марта пройдет в Нью-Йорке в рамках Недели азиатских торгов Sotheby's, а затем на выставке «Импрессионисты и искусство ХХ века», стартующей в обновленных нью-йоркских галереях 3 мая.
Бенджамин Доллер, председатель Sotheby's Северная и Южная Америка: «Я отлично помню тот день, когда в 1985 году я впервые увидел «Юность Вакха» в Атенеуме Уордсворта, и то, как меня поразила монументальность холста и изображенные в натуральную величину люди. Меня впечатлил не только размер полотна, но и реалистичность выписанных автором фигур. Каждая из них — образец превосходной техники художника, у каждой, казалось, есть своя неповторимая индивидуальность. Увидеть картину на стене в той самой мастерской, где ее когда-то писал Бугро, стало для меня незабываемым эмоциональным переживанием. Я снова не мог оторвать взгляд от заворожившей меня центральной группы танцующих фигур. На несколько секунд мне даже показалось, что они танцуют «перед» полотном, словно она трехмерная. Когда воочию видишь истинный масштаб и техническое совершенство этого шедевра, понимаешь, что это одна из величайших картин, написанных в XIX веке. В 1985 году я мог только мечтать о появлении на рынке «Юности Вакха», теперь же появилась по-настоящему уникальная возможность приобрести самое масштабное и последнее в своем роде произведение искусства».
Паскаль Паважо, глава отдела живописи и графики XIX века Sotheby's: «Открытие легендарного полотна дает возможность рассмотреть в движении прошлое, настоящее и будущее этой композиции, в основу которой положен античный миф и которая сама почти стала мифом. Впечатляющая техника линии и цвета на полотне таких размеров требует тщательнейшего изучения и непосредственной оценки каждого из ее элементов. Воплотившая в себе весь бунтарский гений художника, «Юность Вакха» — это самая важная из картин Бугро, когда-либо выставлявшихся на торги».
«Юность Вакха» — необыкновенное, уникальное произведение, самое масштабное полотно во всем творческом наследии Бугро. Создававшаяся на протяжении трех лет «Юность Вакха» поражает зрителей невероятным магнетизмом, потрясающей силой воздействия. Вдохновленная античными образцами, классической французской живописью и скульптурой XVII века, а также работами современников, картина стала плодом обучения, таланта и философии одного из величайших мастеров в истории искусства. В 1846 году в возрасте 20 лет Вильям Адольф Бугро оставил родной дом в Бордо, чтобы постичь академическую традицию в Школе изящных искусств в Париже, где основной упор делался на сценах из истории, литературы, Библии и античной мифологии. Помимо серьезных занятий живописью и рисунком, он изучал исторический костюм и присутствовал на анатомических уроках, чтобы получить более глубокие знания о строении тела.
В 1850 году он стал лауреатом Римской премии, благодаря которой следующие три года провел на вилле Медичи и смог познакомиться с творчеством Рафаэля, Тициана, Микеланджело и других великих художников эпохи Возрождения, а также своими глазами увидел греко-римское наследие.
Влияние этих мастеров прослеживается на протяжении всего творческого пути Бугро, и особенно в его неоклассических картинах 1850-х и 1860-х годов, написанных для Салона, а также в представленной работе.
В период с 1878 по 1884 год Бугро создал для показа на Салоне около 50 полотен, 14 из которых были более трех метров высотой. Именно в этот период небывалой творческой активности Бугро начал работать над «Юностью Вакха» — хотя первые варианты этой композиции появились в выполненных им настенных росписях 30 годами ранее.
Когда Бугро только задумывал картину, у него уже было международное признание и многочисленные награды: в 1880 году он стал кавалером Ордена Леопольда I, высшей государственной награды Бельгии, в 1881-м его избрали президентом отдела живописи Салона, он преподавал в Академии Жюлиана, а в 1883-м занял пост президента Общества художников, скульпторов, архитекторов и граверов. Когда «Юность Вакха» была впервые представлена публике на Парижском салоне 1884 года, она, бесспорно, стала самым важным и виртуозно исполненным образцом французской академической живописи во всем мире и закрепила за Бугро репутацию самого прославленного и востребованного ее представителя. Ее размер не подавлял зрителей, наоборот, посетителям Салона хотелось поближе подойти к холсту, вопервых, чтобы полюбоваться техникой художника, добившегося впечатляющей материальности своего произведения, а во-вторых, потому, что они легко могли отождествить себя с людьми, изображенными на этом масштабном полотне. Между зрителем и теми, кто был частью порожденного фантазией Бугро мира, возникала прямая связь. Так, рост юноши, несущего на плечах Вакха, 170 см — примерно такой же рост был и у среднестатистического француза того времени. Упавшая вакханка на переднем плане полотна написана так близко к краю холста, что, кажется, она выходит за пределы рамы, разрушая границу между искусством и реальным миром.
Необыкновенное мастерство Бугро в передаче жестов и движений полновесно выразилось в картине, где он, выстроив напоминающую архитектурный фриз композицию, изобразил 11 женских и мужских фигур. В тени слева два сатира поддерживают Силена, который с большим трудом сидит на осле. В тени справа два кентавра танцуют под звуки двойной флейты. Их веселый пляс издали вторит движениям центральной группы танцоров, собравшихся вокруг юноши, на шее у которого и сидит юный Вакх. Классические темы и греческие мифы вдохновляли Бугро на протяжении всей его творческой деятельности. Его сюжетные картины были близки зрителям того времени и с большим успехом выставлялись на Парижском салоне. Из-под его кисти вышли такие произведения, как «Нимфы и сатир» (1873 г., Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, Массачусетс, США), «Флора и Зефир» (1875 г., Музей Мюлуза, Франция) и представленная на Салоне 1885 года «Библида» (1884 г., Музей Саларджунга, Хайдарабад, Индия). Классические сюжеты, к тому же, позволяли Бугро, равно как и прочим академическим художникам XIX века, писать обнаженную натуру.
Главные работы Бугро хранятся в важнейших музеях мира, среди которых парижский Музей Орсе, ньюйоркский Метрополитен-музей и петербургский Эрмитаж, а в Художественном музее Милуоки сейчас идет выставка «Бугро в Америке», поэтому появление на аукционе «Юности Вакха» — это беспрецедентная возможность приобрести шедевр европейского искусства XIX века.
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter