Стоимость квадратного метра в новостройках Анапы начала активно расти с 2017 года. За этот период, по данным консалтинговой компании MACON, цены выросли с 48,6 тыс. до 68,5 тыс. руб. за 1 кв. м. Это максимальная стоимость за всю историю развития первичного рынка Анапы. Однако затем темп роста цен замедлился — по итогам первого полугодия 2019 года цены выросли на 6,2%, в первом полугодии 2020 года — на 5,7%.
По итогам первой половины этого года самый значительный рост цен зафиксирован в экономклассе. По данным MACON, цены в этом сегменте выросли на 11%, до 64,8 тыс. руб. за 1 кв. м, в элитном — на 7% до 215,2 тыс. руб., в комфорт- и бизнес-сегментах прирост составил 4,4% (до 68,3 тыс. руб.) и 2,7% (101,6 тыс. руб.) соответственно.
«Средняя цена квадратного метра в новостройках Анапы соответствует ценам в российских городах-миллионниках, тогда как квартиры в новостройках в Сочи или Ялте сопоставимы с ценами в Санкт-Петербурге или в Ближнем Подмосковье», — отмечает Попов. По его словам, этот курорт является одним из самых доступных среди городов Черноморского побережья Краснодарского края, что привлекает покупателей.
«Стоимость жилья в Анапе находится в прямой зависимости от видовых характеристик и близости к пляжам. По этой причине самые дорогие жилые объекты относятся к прибрежной территории (например, «Панорама», «Апартамент», «Резиденция Анаполис», «Европа» и т. д.). Средний уровень цен характерен для пригородной части Анапы, поселков Витязево и Сукко. Наиболее низкая средневзвешенная стоимость квадратного метра зафиксирована в районе улиц Объездной, Парковой и пригороде. Это вызвано расположением в этих зонах преимущественно объектов стандарт-сегмента», — говорит Илья Володько.
Спрос на курортное жилье
По итогам первого полугодия 2020 года на рынке Анапы было совершено более 1 тыс. сделок. Этот показатель почти на 12% ниже, чем объем реализованных квартир за аналогичный период 2019 года. На сегодняшний день большая часть успешных объектов на локальном рынке в среднем продает около 15–30 квартир в месяц. Меры самоизоляции и запрет посещения многих курортов во время пандемии в первом полугодии сократил число сделок в Анапе, но не так значительно, как во многих других городах. После снятия всех ограничений спрос восстанавливается, отмечают эксперты.
Основной спрос на российских курортах традиционно занимают иногородние. Лидируют покупатели из Краснодарского края (20%), они покупают преимущественно студии. Клиенты из Московской области (13%) предпочитают однокомнатные квартиры, говорит коммерческий директор ГК «РКС Девелпомент» Александр Коваленко. Также, по данным девелопера, большой спрос отмечен среди жителей Свердловской, Кемеровской, Ленинградской и Тюменской областей.
Основной спрос в Анапе приходится на массовые сегменты. По данным MACON, комфорт-класс аккумулировал более половины (53%) всего объема сделок на рынке за шесть месяцев 2020 года, что на 8% выше показателя аналогичного периода 2019 года. Доля стандарт-класса составляет 43%, доля сделок стандарт-класса в общей структуре рынка продолжает снижаться: в 2018 году показатель составлял 53%, по итогам 2019-го — 47%. Такая ситуация обусловлена присутствовавшим дефицитом ликвидного предложения (прежде всего завершением продаж в комплексных проектах) в стандарт-классе и вынужденной переориентацией части покупателей в сегмент комфортного жилья, в котором число нереализованных квартир и апартаментов в новостройках существенно больше, поясняет Володько.
По данным «РКС Девелопмент», наибольшим спросом среди покупателей курортного жилья пользуются студии и однокомнатные квартиры. «В Holiday HOUSE доля иногородних покупателей составляет 70%, 65% из которых покупали квартиру удаленно. Около 35% сделок оформляется лично, преимущественно они с полным погашением. Более 65% сделок оформляется дистанционно», — отмечает Коваленко.
Фото: zen.yandex.ru