Эмилия Вишневская рассказала MMG о том, из чего складывается прибыльный бизнес, в какой поддержке сегодня нуждаются молодые дизайнеры и что нужно для того, чтобы модный бизнес в России развивался и процветал.
Вы великолепно выглядите, тонкий вкус читается и в Вашем образе, и в моделях нижнего белья и купальников EMIVI, скажите, этот вкус, подобно таланту, дается с рождения, или этому можно научиться?
Спасибо за комплимент, я очень рада слышать слова восхищения в адрес своего бренда и себя лично, сразу вспомнилось высказывание Оноре де Бальзака: «Обладать вкусом — это больше, чем обладать умом». Честно говоря, никогда об этом не задумывалась, для меня это не просто умение красиво подбирать сочетания фактур, цветов и фасонов, это некая философия — я такой хочу видеть жизнь вокруг себя — красивой, элегантной, утонченной. Безусловно, если задаться целью, любой может освоить все необходимые приемы и стать дизайнером — сейчас можно всему научиться, однако, если нет своего внутреннего чутья, придется все время равняться на кого-то другого, у кого этот талант действительно есть.
К счастью, мне равняться ни на кого не нужно, любовь к красоте живет во мне с детства, передалась по наследству от мамы, которая всегда очень красиво одевалась и меня баловала нарядами, привезенными из Европы. А в 16 лет началась работа в модельном бизнесе, который, как известно, напрямую связан с высокой модой — таким образом, тяга к прекрасному, заложенная в детстве, развивалась и совершенствовалась уже в более профессиональной среде. В 20 лет мне захотелось чего-то большего — не просто созерцать красоту вокруг, а научиться создавать ее самостоятельно — это можно считать отправной точкой моего творческого пути, из любви к прекрасному переросший в успешный бизнес, обороты которого за прошлый год составили порядка 140 миллионов рублей.
Внушительные суммы, неужели то количество розничных точек, которое есть сегодня, обеспечивают Вашему бренду такие финансовые потоки?
На сегодняшний день у нас открыто 7 торговых точек в России и за рубежом — это только вершина EMIVI-айсберга, которая дает стабильный доход, но далеко не является его главным источником. Не стоит забывать о том, что мы не просто шьем стандартный набор моделей, который расходится по корнерам, основная наша деятельность сосредоточена в ателье, где мы отшиваем белье по индивидуальным меркам заказчика, у нас очень большой пул частных клиентов, которые ценят индивидуальный пошив ручной работы, и, как правило, это стоит дороже, чем стандартная модель. Добавьте сюда также разработку капсульных лимитированных коллекций в сотрудничестве с такими серьезными компаниями, как Phizer, являющейся крупнейшей биофармацевтической компанией мира.
Если смотреть шире, то помимо нижнего белья и купальников мы отшиваем в ателье и коллекции домашней одежды, например, перед новым годом мы побаловали своих клиентов кашемировыми халатами с вышивкой золотом и оторочкой соболем. Я очень люблю платья нашего производства, ткань для которых я сама выбираю и привожу из Европы.
Именно на прошлый год пришлось начало нашего партнерства с такими крупными ресурсами онлайн-продаж, как Lamoda и Aizel — с ними мы значительно увеличиваем присутствие своего бренда во всех уголках мира. Наши купальники и белье заказывают покупательницы из США, Японии, Европы, а уж как любят красивое белье восточные женщины! Из мусульманских стран у нас стабильный поток заказов, которые мы принимаем как напрямую через свой сайт, так и через наших партнеров.
Теперь становится понятно, как можно зарабатывать на нижнем белье 9-значные суммы.
Если уж быть до конца откровенной, то свою лепту в процветание компании самым неожиданным образом внесло кафе-кондитерская EMIVI Pâtissier, открытое на базе фэшн-кластера EMIVI. Когда я, открывая его, реализовывала свои детские мечты о маленькой собственной пекарне, я и представить себе не могла, что оно превратится в серьезный самостоятельный бизнес-проект, который работает на полные обороты и настойчиво требует расширения.
Возможно, повезло с местом — по соседству с нашим зданием, не считая бизнес-центров, расположены три посольства, представительство Москвы и Белый дом, возможно мы божественно готовим (смеется) — как бы там ни было, но на сегодняшний день в кафе постоянно полная посадка, плюс бизнес завтраки/обеды/ужины, также мы занимаемся кейтерингом, обслуживаем фуршеты. Кафе — это очень прибыльное дело, как оказалось, поэтому при первой возможности мы будем расширяться, месяца через 3 откроем летнюю веранду, а дальше — время покажет.
Расскажите поподробнее о Вашем фэшн-кластере, оправдались ли ожидания, связанные с ним?
EMIVI fashion&beauty cluster работает с осени 2015 года — это очень непростой бизнес-проект, в первую очередь потому, что аналогов подобно ему до этого в России не было, я, конечно, изучила опыт итальянских и американских коллег, но российские реалии все равно наложили свои коррективы. Чтобы сделать этот проект действительно успешным, понадобилось составить очень подробный бизнес-план, благо, мое образование это позволяет.
Не скрою, по началу было сложно — приходилось каждому потенциальному участнику кластера подробно описывать принцип сотрудничества, особенно важно было рассказать о выгодах, которые получали молодые дизайнеры, открывая свой бизнес на площадке кластера. Помимо того, что нужно было набрать необходимое количество арендаторов, мы решили не приглашать в него всех подряд, а составили список направлений (одежда, салон красоты, цветочный бутик, аксессуары и т.д.) и определили процентное соотношение каждого направления, входящего в кластер.
В итоге образовалось очень гармоничное пространство, участники которого не конкурировали, а дополняли друг друга — в таких комфортных условиях бизнес расцветает как экзотический цветок в оранжерее. Не удивительно, что сегодня фэшн-кластер EMIVI — это концентрация творческой энергии, усиленная стабильно растущими финансовыми потоками — к нам приходят не только клиенты, но и инвесторы, в нас видят перспективу.
Какие выгоды получают арендаторы кластера и что это дает конкретно Вашему бренду?
Начнем с первой части вопроса: при разработке самой концепции кластера мы поставили себя на место начинающих талантливых дизайнеров и определили их основные проблемы — это было несложно, просто вспомнили, с чего начинали сами и с какими трудностями столкнулись. После этого из всего списка выделили те из них, которые мы могли бы помочь решить, а именно: бухгалтерскую и юридическую поддержку, рекламу и продвижение, возможность пользоваться нашим швейным оборудованием или услугами опытных швей при необходимости — в общем, все, кроме самого творческого процесса, включая такие мелочи, как уборка помещений, коммунальные расходы, охрану и прочее.
Со своей стороны, я имею некоторую финансовую прибыль от аренды наших площадей, но это даже не статья доходов, а приятный бонус, который прилагается к таким прекрасным возможностям, как организация совместных фэшн-выставок, коктейльных вечеринок, показов, на которые мы можем позвать не только своих клиентов, но и потенциальных инвесторов, которые понимают большие перспективы подобных фэшн-проектов.
Получается, что Вы со своей стороны создаете благоприятные условия молодым талантливым дизайнерам для развития бизнеса?
Да, и есть желание, чтобы мой случай был не единичным — своим примером я стараюсь доказать нашему правительству жизнеспособность подобных бизнес-проектов и надеюсь на то, что крупные бизнесмены и политики, наконец, поверят в то, что в России индустрия моды может приносить не меньшие доходы, чем на западе.
Со стороны правящей верхушки уже есть некоторые сдвиги в нужном направлении, в Санкт-Петербурге с 2015 года говорят о создании подобного проекта, но, судя по нынешнему положению вещей, пока это только в перспективе. Радует то, что сейчас Торгово-промышленная палата проводит конкурс среди молодых дизайнеров, которые в случае получения гранта могут принять участие в показе на Неделе моды в Санкт-Петербурге за деньги государства. Также есть менее известный конкурс «Новые имена в дизайне» и еще несколько других, но это все лишь капля в море, если и существуют какие-то другие программы поддержки, то знают об этом очень немногие.
Что по-Вашему может привести к расцвету индустрии моды в России?
Только комплексные меры, предпринятые со стороны государства и крупных бизнес-магнатов, заинтересованных в развитии данного направления, которых, к сожалению, пока немного.
У нас в стране много вузов, которые дают прекрасное художественно-технологическое образование: учат академическому рисунку, классическим технологиям швейного производства и прочему, но на выходе получается так, что даже специалист с красным дипломом оказывается неконкурентным, ему катастрофически не хватает практики. Есть малая доля счастливчиков, которые от института направляются на стажировку за границу, либо могут оплатить себе такую стажировку самостоятельно, но их единицы.
Необходимо развивать в нашей стране систему стажировок в крупных дизайн-студиях, максимально широко анонсировать различные конкурсы и выставки, организовывать творческие пространства с благоприятными условиями для молодых дизайнеров, где можно получить не только практические навыки, но и профессиональную консультацию юриста, экономиста или маркетолога.
Как же Вам удалось пройти весь этот путь без подобной помощи?
Если в двух словах, то спотыкаясь и падая, потому что советов профессионалов очень не хватало, все делалось на свой страх и риск, но максимально обдуманно, может быть поэтому у меня получилось крепко встать на ноги. Добиться своего мне помогло сильное желание, вера в то, что я это смогу, а также наличие связей в нужной среде, которые у меня остались с модельного бизнеса — с фотографами, редакторами глянцевых журналов и звездами нашего шоу-бизнеса я хорошо знакома, поэтому мне было проще. Также нельзя скидывать со счетов два высших экономических образования и возможность взять кредит под залог родительской квартиры в Москве.
Будь я неимоверно одаренным человеком, но из небольшого провинциального города, без всего того набора знаний, знакомств и возможностей, не представляю, как бы я осуществила этот путь. Именно поэтому мне так хочется, чтобы у каждого талантливого дизайнера была возможность реализовать свои способности и принести пользу себе и государству, ведь для экономического благосостояния страны процветание малого и среднего бизнеса не менее важно, чем прибыли крупных промышленных предприятий.
Как Вы думаете, наступит в России когда-нибудь такой период?
Хочется в это верить, последние несколько лет молодые люди очень активно стараются развивать собственные мастерские и мелкие производства, кто-то работает сам по себе, кто-то объединяется в союзы. Наблюдается явное желание молодежи развиваться в направлении моды и дизайна, осталось только получить от государства ответную реакцию и, я уверенна, что в течение нескольких лет мы сможем вывести фэшн-индустрию в России на новый уровень.