Для чего необходимо слово «нельзя».
Специалисты однозначно сходятся во мнении, что ребёнку нужно дать понять, что позволено, а что нет. Не следует потакать капризам и разрешать всё, только бы ребёнок не плакал, потому что это ведёт за собой такие последствия, как манипулирование вами: ребёнок будет чётко знать, что для того, чтобы получить желаемое, ему всего-навсего нужно покапризничать, а в подростковом возрасте это будет уже не подвластно вашему контролю.
Это вовсе не означает, что нужно постоянно и во всём ограничивать ребёнка, но он должен понимать, что есть какие-то определённые границы, а главное, понимать, почему нельзя что-либо говорить или делать.
Как объяснить ребёнку смысл этого понятия.
Для самых маленьких донести смысл запрета не так-то легко. Малыш стремится всё познать опытным путём, не всегда осознавая, что это может быть вредно или опасно для него. Чаще всего реагирует он тем, что начинает требовать, и дело может дойти до истерики.
Малыша следует отвлечь игрой и попробовать показать, например, взяв любимого зайца, что произойдёт, если разрешить ему, допустим, взять острый нож или потрогать горячую кастрюлю. Так он лучше поймёт наглядно, чем ему грозит то или иное действие. Сложнее обстоит дело с «хочу», когда в магазине ребёнок требует купить ему конфеты или шоколадки. Здесь родителям необходимо проявить твёрдость, не повышая голоса, несколько раз повторить ребёнку, смотря в глаза, стараясь аргументировать свои слова. Нужно быть последовательным: если один раз запретили, то нельзя позволять это в другой раз.
Основные правила поведения.
Нужно запомнить несколько вещей, которые помогут вам в воспитательном процессе.
Во-первых, если что-то запрещено ребёнку одним из родителей, то это не должно разрешаться другим (бабушкой, дедушкой и т. д.), потому что тогда авторитета не будет никакого, а ребёнок всё равно добьётся того, чего он хочет.
Во-вторых, количество запретов не должно превышать количество разрешённых вещей, иначе создастся впечатление, что человек ограничен во всём.
В-третьих, если запрет всё же нарушен, не применяйте физического наказания и постарайтесь не повышать голос. Лучше обговорить ситуацию с ребёнком и попробовать сделать так, чтобы он сам объяснил, почему поступил неправильно, и почему так делать не следовало. Он должен осмыслить своё действие, а не просто пожалеть о том, что кто-то узнал о его проступке.
В-четвёртых, нельзя вступать в торги: «Если ты не будешь разбрасывать свои вещи, я свожу тебя на аттракционы». Формулировка должна быть другая: «Свои вещи нельзя разбрасывать. Нужно складывать их на место, тогда у тебя будет порядок в комнате, и тебе легче будет найти то, что требуется». В противном случае запрет не будет действенен рано или поздно, потому что ребёнку захочется большего.
В отношении подростков правила такие же, единственное, здесь сложнее установить авторитетность, потому что в этом возрасте есть вечное желание идти наперекор любым правилам. И ещё, нужно говорить с подростком на равных, показывая, что вы уважаете его решения, но, тем не менее, и он должен считаться с вами. Не давите, но и не уступайте своих позиций.